- КРЮКИ
- , крюковая семейография (знаменное письмо), русское безлинейное церковное нотописание, система которого окончательно выработана была к концу XVII в. Знамен довольно много; их можно разделить на начертания основные (до 20), наприм. параклит, крюк, стопица, палка, статия, запятая, чашка, стрела, крыж и т.д., и дополнительные (добавочныя): подчашие, подвертка, оттяжка или задержка, отсека, точка, облачко, сорочья ножка и др. Из соединения этих знамен происходят как бы самостоятельные знамена, считающиеся за одно целое, напр. статия с запятой и крыжем, крюк с подверткой, стрела крыжевая с оттяжкой, и т.п. Некоторые из знамен обозначают только один звук, другие два и более. При помощи крюкового письма так или иначе могли быть выражены все стороны певческой мелодии, а именно: а) Высота звуков. К-и обозначали не абсолютную высоту звуков, а лишь относительную, Весь церковный звукоряд, соответствующий среднему объему человеческого голоса, разделялся на четыре "согласия" (по 3 звука в каждом), в соответствии с чем и основные знамена (не все) делились на простые, мрачные, светлые и тресветлые. Название "простых" знамен произошло от того, что согласие низких звуков не обозначалось никакими добавочными указаниями, тогда как мрачные знамена имели у себя т. н. "мрак" для обозначения принадлежности их ко второму, высшему согласию; светлые (выше мрачных) имели т. н. "свет", а тресветлые (самые высокие) "тресвет" (ниже крюков. азбуку). С введением в XVII в. киноварных помет (См.) каждое знамя, кроме того, имело помету, указывающую степень высоты звука. b) Продолжительность звуков в знаменах также не была определена резко. Одни знамена означали большую продолжительность, равную приблизительно нашей целой ноте, другие среднюю, равную половинной, и третьи малую, равную одной четверти. Существовали добавочные знаки, изменявшие продолжительность знамени, напр. оттяжка или задержка, поставленная с правой стороны около конца знамени, увеличивала длительность его, а отсека уменьшала. с) Направление мелодии. Знамена в этом отношении делились на двоегласные горе, т.е. означающия два звука в движении вверх, двоегласные долу с движением вниз (обыкновенно секундами), и воспятогласные в два или три звука с движением сначала вверх, а потом вниз. Особыми знаками для указания направления служили воспятогласная кавычка или подвертка, точка, облачко, сорочья ножка, ломка и т.п. d) Ритмическое движение; напр. стопицы указывали ряд повторяющихся на одной высоте нескорых звуков; голубчики имели значение звуков, приготовительных к высшему звуку и ритмическому ударению в напеве; стрела крыжевая обозначала сильное ритмическое ударение. Сюда же относятся: стопица с очком, громо-крыжевая стрела и др. Словом, при отсутствии в церковном пении симметричного ритма все ритмические ударения определялись в связи с ударениями текста употреблением тех или иных знамен. е) Отдельные мелодические обороты, т.н. попевки, кулизмы, лица, фиты. Обороты эти различаются по гласам, по месту, занимаемому в общем течении мелодии, по характеру знамен предыдущих и последующих за ними. Это как бы довольно пространные музыкальные периоды, записанные сокращенно условными знаками, отличающимися нередко от обычных знамен. f) Характер исполнения. Уже самые названия некоторых знамен отчасти указывают этот характер, мрачный, светлый, тресветлый. Сюда же относятся: россека, требующая раздельного исполнения звуков, змийца мягкозвучная, скамейца, требующая грудного характера звука, голубчик борзый и тихий с гортанными звуками, крюк с его полнотой и твердостью звука и т.д. Срв. Знамя. В настоящее время чтение крюков облегчается пособиями, из которых главнейшие: Д. В. Разумовского. "Церковное пение в России". III вып. 186769; С. В. Смоленского "Азбука знаменного пения старца А. Мезенца." 1888. Его же. "O древне-русских певческих нотациях". 1901; Свящ. В. М. Металлова. "Азбука крюкового пения" 1899. В качестве образца начертаний знамен может служить следующая азбука XV в, из рукописи Б-ки Синодального Училища No 139; в этой азбуке над названием каждого знамени помещено его изображение. (П.).
Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. Г. Риман, Ю.Д. Энгель. 1904.